Как записать песню в домашних условиях — Часть 2 ( Звуковая карта для домашней студии звукозаписи)

Звуковая карта для домашней студии звукозаписи

Если процессор — сердце компьютера, то звуковая карта — сердце вашей домашней студии звукозаписи. Без нее вы не сможете записать песню в домашних условиях. Раньше, когда звуковые карты не продавались на витринах музыкальных магазинов, песни создавались исключительно в студиях, доступ к которым имел далеко не каждый музыкант, тем более начинающий. Хвала техническому прогрессу. Он дал возможность практически каждому заинтересованному человеку создавать весьма качественный звук даже в квартире. Благо для этого продается все необходимое оборудование по вполне приемлемым ценам. Осталось определиться с вопросом: «Какая звуковая карта для домашней студии звукозаписи мне нужна?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь определенные технические знания, разобраться в самых важных характеристиках звуковой карты. Также нужно четко понимать, как именно вы собираетесь использовать звуковую карту в домашних условиях. Какие звуковые сигналы вы планируете записывать (это может быть вокал, акустическая или электрическая гитара, MIDI или любой другой). Сколько источников сигнала вы будете писать одновременно. Все это необходимо хорошо обдумать, прежде чем покупать звуковую карту. Далее рассмотрим основные характеристики, на которые следует обратить внимание, выбирая ту или иную модель.

Характеристики, в которых нужно разбираться при выборе звуковой карты:

  • Количество входов и выходов
  • Типы входных и выходных разъемов
  • Поддержка драйверов
  • Частота дискретизации
  • Разрядность квантования
  • Фантомное питание
  • Способ обмена данными (PCI, USB, FIREWIRE)

Количество входов и выходов

Это важная характеристика. Количество и типы входных и выходных разъемов должны удовлетворять вашим задачам с учетом возможной перспективы увеличения числа записываемых источников сигнала. Если вы, скажем, собираетесь записывать рэп, то вам необходимо подключить только микрофон. Достаточно одного микрофонного входа. Если вы играете на гитаре, нужен инструментальный вход. Если же необходимо записать одновременно три гитары, два вокала и синтезатор, вам потребуется три инструментальных входа, два микрофонных и два линейных. Поэтому сразу определитесь, что конкретно вы будете записывать сейчас и в будущем.

Количество выходных разъемов играет решающую роль в вопросе комфортной работы. Приветствуется наличие нескольких пар выходов. Зачем? Например, для удобного мониторинга сигнала. Вы можете подключить несколько пар разных контрольных мониторов и бытовые колонки, чтобы слышать результат ваших трудов «под разным углом». Очень удобно, когда выход на наушники оснащен отдельным регулятором громкости.

XLR_Cable_by_djeric

Типы входных и выходных разъемов

Входные:

  • XLR — микрофонный разъем. Необходим, если вы используете профессиональный микрофон, а не микрофон для караоке.
  • Jack 6.3 мм не балансный (TS unbalanced Jack 1/4‛) — предназначен для подключения таких инструментов как акустическая гитара со звукоснимателем, электрогитара, электроскрипка и т. д.
  • Jack 6.3 мм балансный (TRS balanced Jack 1/4‛) — предназначен для подключения клавишных (используется пара входов для стереофонических инструментов), сэмплеров и т. д.
  • S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) — предназначен для записи цифрового стереозвука. Выполняется в двух видах: коаксиальный (Coaxial) и оптический (Optical). Может быть использован для записи сигнала с цифрового источника, например, цифрового магнитофона.

Выходные:

  • Jack 6.3 мм балансный (TRS balanced Jack 1/4‛) — предназначен для подключения мониторов, колонок, передачи сигнала на другие устройства.
  • Jack 3,5 мм (TRS mini-jack) — используется для подключения наушников.
  • Jack 6,3 мм (TRS 1/4‛ Stereo Jack) — используется для подключения наушников.
  • S/PDIF — (Sony/Philips Digital Interface Format) — предназначен для передачи цифрового стереозвука. Выполняется в двух видах: коаксиальный (Coaxial) и оптический (Optical). Может быть использован для записи сигнала с помощью цифрового устройства записи, например, цифрового магнитофона.

Поддержка драйверов

Существуют различные драйверы для звуковых карт, но я не вижу смысла обсуждать все в данной статье, потому что они теряют свою актуальность. Сейчас есть смысл говорить лишь об одном из них. Знакомьтесь, кто еще не в курсе — ASIO (Audio Stream Input/Output). Это изобретение компании Steinberg. Протокол дал возможность музыкантам, звукорежиссерам, инженерам программно обрабатывать звук почти в реальном времени. Это обеспечивается очень незначительной задержкой сигнала, т. к. в ASIO-интерфейсе он минует множество промежуточных цепей. Только прямой контакт с оборудованием. Более подробную информацию можно получить тут.

Частота дискретизации

Очень важный параметр для цифрового звука в целом! Что же такое дискретизация звукового сигнала? Есть множество умных книг, в которых вы можете прочитать об этом. Я расскажу как можно проще. На рисунке слева показано, как выглядит аналоговый звук, поступающий на вход звуковой карты, например, с микрофона, в который вы поете. Цифровой звук, тот самый, с которым мы работаем в различных звуковых редакторах, выглядит иначе. Справа на картинке показано изображение того же звука в цифровом виде.

Что такое частота дескретизации

Он не такой «гладкий», а похож на череду «ступенек». Т. е. сигнал из непрерывного аналогового преобразуется в цифровой дискретный. Чем мельче и чаще идут «ступени», тем ближе цифровой сигнал к аналоговому и звук качественнее. Так вот. Частота дискретизации связана с длиной этих «ступенек». Чем выше эта частота, тем короче «ступени» и тем более четко можно описать аналоговый сигнал в цифре. На левом рисунке частота меньше, на правом — больше. Посмотрите и найдите отличия.

Что такое цифровой звук

Замечательный человек, Владимир Александрович Котельников, открыл теорему отсчетов, названую теоремой Котельникова, которая применительно к звуку говорит о следующем. Чтобы качественно восстановить аналоговый звук, частота дискретизации должна превышать максимальную частоту спектра сигнала более чем в два раза. Сложно? Объясню проще. Мы слышим частоты звука примерно от 20 Гц (низкие частоты) до 20000 Гц (высокие частоты). Соответственно максимальная частота, которая нас интересует, — 20000 Гц. Руководствуясь теоремой Котельникова, умножим 20000 на 2, получим 40000Гц. По разным причинам, о которых я писать не буду, выбрана минимально допустимая частота дискретизации цифрового звука — 44100 Гц ( 44,1 кГц ). Она заложена в основу формата CD. Для тех, кто утомился читать все эти непонятные слова, подведу простой итог: ваша звуковая карта должна поддерживать частоту дискретизации как минимум 44,1 кГц. Для профессиональных задач крайне желательно 48 кГц и выше.

Разрядность квантования

Тем, кто решил пропустить предыдущий пункт (о частоте дискретизации), советую вернуться к нему. Вернулись? Прочли? Отлично! Двигаемся дальше. Итак, наши «ступеньки». Мы уже поговорили про их частоту, длину. Теперь — о высоте. Посмотрите на рисунки.

Что такое beatrate

Чем чаще квантуются «ступени», тем больше цифровой сигнал похож на аналоговый. Это и есть «Разрядность квантования». Она измеряется в битах (bit). Чем выше разрядность квантования, тем лучше. Формат CD предусматривает 16 bit. Это минимальное значение, которое обеспечивает приемлемое качество звука. Крайне желательно работать c 24 bit. Это обеспечит наилучший результат. Вывод: карта должна поддерживать 16 bit, 24 bit.

Что такое beatrate

Фантомное питание ( + 48 V)

Необходимо для обеспечения работы конденсаторного микрофона. Без него такой микрофон работать не будет. А т. к. для записи вокала очень часто используется именно этот тип микрофонов, рекомендуется выбирать звуковую карту с наличием фантомного питания.

Способ обмена данными

На сегодняшний день есть смысл говорить о трех разных способах обмена данными между звуковой картой и компьютером.

  • Шина ввода/вывода PCI (Peripheral component interconnect).
    В настоящее время не самый желательный вариант. Дело в том, что звуковую плату придется поместить в системный блок вашего ПК. На качество звука несомненно повлияет наводка от множества электронных компонентов, расположенных в непосредственной близости. Еще один минус — необходим наличие стационарного ПК.
  • Шина USB (Universal Serial Bus).
    Пожалуй, самый удобный и перспективный вариант. Возможности USB постоянно растут, увеличивается скорость обмена данными — это раз. Два — USB есть в любом ноутбуке.
  • FIREWARE (IEEE 1394 High Speed Serial Bus).
    На момент написания статьи имеет несколько большую скорость, чем USB. Минусы заключаются в том, что в ноутбуках данный разъем вымирает, а малейший разрыв соединения зачастую приводит к необходимости перезагружать компьютер.

Чтобы увидеть скрытое содержимое, нужно войти на сайт через ВКонтакте.

.

Ну что же, друзья, надеюсь эта статья поможет вам разобраться в том, какая звуковая карта для домашней студии звукозаписи подойдет в вашем случае. Спасибо за внимание.

3 комментария

  1. Пэтя Савченко
    Пэтя Савченко сказал(а):

    а Без карты че не будет записывать?

    28.01.2015 в 23:47:13
  2. Саша Гладкова
    Саша Гладкова сказал(а):

    можно и без карты, на диктофон ))

    16.03.2015 в 17:14:03
  3. Даниил Бируля
    Даниил Бируля сказал(а):

    Записывать будет, но качество звука будет плохое!

    06.04.2015 в 12:53:38

Оставить комментарий